Основы цветоделения

Основы цветоделения

alt="Enc77_large" />

Цвета можно разделить на две группы – ахроматические и хроматические. Ахроматические (от греческого слова achromatos – бесцветный, неокрашенный) цвета – чёрный и белый, а также все оттенки серого, полученные в результате их смешения, не присутствуют в спектре, у них нет цветового тона и они отличаются только по светлоте. К хроматическим (от греческого слова chromuticos – цветной, окрашенный) относятся все цвета солнечного спектра и их смеси. Основные цвета спектра – красный, жёлтый и сине-фиолетовый. Прочие цвета, получаемые в результате их смещения между собой, называются промежуточными. Разместив по порядку все цвета на окружности, получим так называемый цветовой круг. Он как бы распадается на две части. Одна ассоциируется с зимним холодом, цветами льда, снега и воды, а вторая, напротив, наполнена сиянием солнца, отблесками огня, теплом июльского полудня. Голубые, синие и сине-фиолетовые цвета и их оттенки получили название холодных оттенков, а красные, оранжевые, и жёлтые – тёплых.

Цвета, расположенные рядом, усиливают цветность своей группы, но сами как бы сливаются, плавно переходя друг в друга. Их называют родственными или гармоническими, в отличие от цветов дополнительных, лежащих в цветном круге напротив друг друга. Помещённые рядом, они усиливают звучность соседа, а при оптическом смещении нейтрализуются, образуя серый цвет. При подборе цветовой гаммы изделия надо учитывать, что один и тот же цвет может повышать и понижать свою яркость, как это было видно на примере гармонических цветов. Соседствующие рядом два хроматических цвета влияют друг на друга как по светлоте, так и по цветовому тону. Изменение цветового тона в зависимости от находящихся рядом цветов называется цветовым контрастом. Учитывая эти особенности, можно подбирать как очень насыщенные, напряжённые по цвету композиции, построенные на контрастах, так и спокойные, мягкие, подобранные из гармонических цветовых сочетаний.

Явление цветового контраста, взаимного влияния цветов друг на друга можно наблюдать, если положить на цветной фон квадратик серого цвета. На красном фоне он приобретает зеленоватый оттенок, на жёлтом – сиреневатый, на зелёном – розовый. В окружении более насыщенных цветов, имеющих с ним одинаковый оттенок, цвет становится менее насыщенным. Основываясь на явлении цветового контраста, можно придать тому или цвету нужный оттенок. Теплохолодность цветов достаточно относительное понятие, поэтому при сравнении между собой двух холодных цветов один из них, обладающий меньшей «холодностью», будет восприниматься как тёплый, например, зелёный или сине-зелёный. Оба они относятся к холодным, но при сопоставлении зелёный цвет будет казаться теплее по сравнению с сине-зелёным. Если холодный цвет смешать с тёплым, он изменит свой цветовой тон, станет теплее.

Тёплые цвета в окружении холодных кажутся как бы выступающими вперёд. Красный предмет, поставленный в ряд синих, воспринимается активнее последних. Холодные цвета, напротив, создают ощущение удалённости: синий мазок на красном фоне как бы «проваливается». Подбирая цветовую гамму композиции, необходимо представлять общий светлотный тон изделия в целом: будет ли оно светлым, лёгким или, наоборот, тёмным, мрачноватым. Ни в коем случае нельзя ограничиваться только тёплыми или холодными, светлыми или тёмными цветами. Тёплые тона должны противостоять холодным, светлые – тёмным, насыщенные – глухим, малонасыщенным. Цветовой контраст, то есть сочетание различных по своей насыщенности, светлоте красок, подчёркивает детали орнамента. Если необходимо привлечь внимание к какой-либо детали узора, её нужно окружить контрастным цветовым или светлотным фоном. Орнамент, выдержанный в тёплых тонах, желательно расположить на холодном фоне, а светлый – на тёмном.

Даже самые яркие цветовые пятна можно удачно и гармонично связать между собой, используя некоторые простые приёмы. Например, технология выполнения изделий из бисера позволяет использовать эффект оптического пространственного смешения. Имея бисер всего двух-трёх цветов, можно получить широкую гамму оттенков, варьируя соотношения бисеринок, окрашенных в разные цвета. Ещё один способ объединения насыщенных цветовых пятен – введение в цветовую гамму ахроматических нейтральных цветов: белого, серого, чёрного. Основной задачей при подборе цветовой гаммы будущего изделия является создание цельного колорита. Необходимо, чтобы второстепенные детали не отвлекали от главных, все цветовые нюансы подчёркивали смысловой центр композиции, цветовая гамма не дробилась, «разрывая» изображение на отдельные фрагменты. По материалам книги Е. Артамоновой «Бисер. Практическое руководство».

Автор: kopusha     Добавлено: 02.08.2010 21:22     

Комментарии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *