Дети с неправильным произношением.Можно ли обойтись без логопеда? Рифмованная артикуляционная гимнастика

На протяжении первых пяти лет жизни ребёнок учится говорить: 1 год – слушает речь взрослых, улавливает эмоциональную окраску; 2 – год подражает звукам, которые слышит, говорит первые слова, появляются первые предложения; 3 – появляются слова всех частей речи, он способен узнавать и называть знакомые предметы, строить фразы. Так возрастает понимание речи ребёнком, но дети ещё недостаточно отчётливо и правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим. Развитие понимания речи опережает произносительные возможности ребёнка, т.к. усвоение многих звуков тормозит недостаточная подвижность артикуляционного аппарата ребёнка – это движение мышц языка, губ, нижней челюсти. В 3 – года такое произношение считается нормальным, в 5 – ребёнок должен обладать плавной, чёткой, выразительной речью. Словарный запас должен быть достаточным для возможности описания ребёнком увиденного. Дети с неправильным произношением очень часто бывают замкнутыми, робкими, стесняются читать стихи вслух, рассказывать сказки.

В период освоения речи произношение малыша всегда несовершенно. Во первых – недостаточное развитие движений речевых органов ( языка, нижней челюсти, губ, мягкого нёба), во вторых – фонематический слух – способность воспринимать и дифференцировать все звуки речи; находится ещё в процессе формирования. Если к 5 годам все эти несовершенства не прошли, то необходимо начать систематические занятия с логопедом, так как с каждым годом коррекция речи будет даваться сложнее. Занятия с логопедом включает несколько видов деятельности: артикуляционная гимнастика, дыхательная, голосовая, развитие мелкой моторики, логопедический массаж; развитие фонематических процессов, коррекция нарушений письма и чтения. При разных нарушениях логопед подбирает комплекс упражнений. Для того, чтобы воспроизвести звук, нужно совершенным речевым аппаратом, чтобы органы речи были подвижны и пластичны для выполнения артикуляционных движений, а неправильное строение артикулярного аппарата, неразвитость, вялость мышц языка, нижней челюсти, мягкого нёба, губ и их недостаточная подвижность нередко является причиной плохого произношения. Язык — наиболее активный участник в образовании звуков и произношении слов. От его положения и от того, какую форму он принимает, зависит правильное произношение большинства звуков языка. Работа органов речи при произнесении звуков обеспечивается с помощью артикуляционного аппарата. Артикуляция осуществляется путем согласованной деятельности мышц языка, губ, мягкого неба, глотки, гортани, дыхательной мускулатуры. В отдельности эти органы выполняют каждый свою функцию: дыхательные движения, захватывание, пережевывание и глотание пищи. Невозможно произвести коррекцию практически любого нарушения без артикуляционной гимнастики. Недостатки произношения отягощают эмоционально- психологическое состояние ребёнка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы избежать такой проблемы, следует начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям от 2-4 лет такая гимнастика поможет «поставить» правильное произношение, а дети 5-6 лет смогут преодолеть уже сложившееся нарушение звукопроизношения. Некоторым детям легко даётся «языковая гимнастика», другие же плохо владеют своими речевыми органами и требуется длительная тренировка для того, чтобы они могли воспроизвести необходимое речевое движение. Начнём с рифмованной артикуляционной гимнастики: Язычок гулять собрался; Он умылся, (пропустить язык сквозь губы) Причесался, ( пропустить язык сквозь зубы) Выпил чашку молока, ( делаем язычок «чашечкой») Съел варенья пол ведра, (делаем движение языком, как бы , зачерпывая варенье из ведра) Потом выбежал во двор, Перелез через забор, ( движение языка через зубы) На качелях покачался , (движение языка вверх – вниз) На лошадке в лес умчался. Это упражнение нужно выполнять быстро, но только, когда ребёнок все движения может выполнять правильно.

Упражнение «Заборчик» Зубы ровно мы смыкаем, И заборчик получаем, А сейчас раздвинем губы – Посчитаем наши зубы. Качели (движение языком вверх – вниз за зубами) На качелях я качаюсь: Вверх — вниз, вверх – вниз, Я до крыши поднимаюсь, А потом спускаюсь вниз.

«Горка» (кончик языка находится за нижними зубами, спинка языка поднята). Вот так горка, что за чудо! Выгнулся язык упруго. Кончик в зубы упирается, Бока к верху устремляются.

«Вкусное варенье» Ох и вкусное варенье! Жаль, осталось на губе. Язычок я подниму, И остатки оближу.

«Грибок» В лесу моя сестричка, Нашла в кустах лисичку. Лисичка – не зверёк, Лисичка та – грибок.

«Гармошка» (движение нижней челюстью, не отрывая приклеенного к нёбу языка) К небу язычок приклеили, Челюсть ниже опусти. Рот открой, потом прикрой – Гармонист ты неплохой. Ребёнок должен выполнять все упражнения перед зеркалом.

Для постановки свистящих звуков обязательными будут упражнения: — «Наказать непослушный язык» — широкий язык лежит на нижней губе и говорит: «Пя – пя – пя»; — «Лопаточка» — открыть рот и положить на нижнюю губу широкий язык, — «Почистить зубы» — приоткрыть рот, почистить зубы кончиком языка, делая движения из стороны в сторону с натужней и внутренней стороны.

Для постановки шипящих звуков обязательны следующие упражнения: — «Вкусное варенье»; — «Грибочек»; — «Лопаточка»; — «Гармошка»; — «Маляр» — открыть рот, погладить широким кончиком языка нёбо, делая вперёд – назад.

Для постановки звука «Р»: — «Вкусное варенье»; — «Маляр»; — «Почистить зубы»; приоткрыть рот, почистить зубы кончиком языка, делая движения из стороны в сторону с натужней и внутренней стороны. — «Лошадка» Прищёлкивая языком, поцокать, как лошадка.

В игровой форме можно исправлять дефекты речи и закреплять правильные звуки, используя способность ребёнка к воспроизведению услышанного. Волк. Попросите малыша показать, как воет волк (вытянуть губы вперёд и произнести звук «у-у-у» ) Если ребёнок не может вытянуть губы – научите его дуть в трубочку.

Котёнок Попросите ребёнка плакать, как котёнок.

Пузырёк Научите малыша надувать щёчки и резко разрывать смычку губ.

Лошадка Прищёлкивая языком, поцокать, как лошадка. Можно добавить и такое: как достать язычком до носика, показать длину языка, положить на кончик носа ватку и подняв язык к верхней губе – сдуть ватку «запустить парашутик». Если нет проблем с нервными окончаниями языка, для проведения артикуляционной гимнастики присутствие логопеда не обязательно.

Удачи Вам!

 

Источник

______________________

Если вы еще думаете как бы поинтересней одеть своего малыша то обратите внимание, что одежда из Кореи может покорить вас не только разнообразием ракрасок и форм, но и ценой.  

Комментарии:

4 комментария

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *